Завершена работа над текстом Московской декларации «Сотрудничество ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций России для охраны здоровья и благополучия МСМ/ЛГБ/ТГ, включая ответные меры для противодействия эпидемии ВИЧ».
Лесбиянки, геи, бисексуальные и трансгендерные люди (ЛГБТ) несут непомерное бремя перед лицом эпидемии ВИЧ в России. Московская декларация является первым серьезным шагом на пути укрепления солидарности сообщества и скоординированных ответных шагов по защите своего здоровья. Текст Декларации провозглашает основные принципы сотрудничества между ВИЧ-сервисными организациями и ЛГБТ-движением и определяет основные направления данного сотрудничества.
Декларация получила название по месту проведения Первой российской национальной конференции ВИЧ-сервисных организаций и ЛГБТ-движения, которая состоялась 16-18 декабря 2016 года, где данная Декларация была принята. В масштабном мероприятии приняли участие около ста независимых активистов и представителей гражданских организаций со всей страны.
Мы приглашаем все ЛГБТ и ВИЧ-сервисные организации и инициативные группы подписать Московскую декларацию. Если вы готовы это сделать, то вы можете написать на адрес секретаря Экспертного совета, и мы разместим название вашей организации/инициативной группы под текстом Декларации на сайте Экспертного совета.
МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
«Сотрудничество ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций России для охраны
здоровья и благополучия МСМ/ЛГБ/ТГ, включая ответные меры для
противодействия эпидемии ВИЧ»
Принята на Первой российской национальной конференции ВИЧ-сервисных организаций и ЛГБТ-движения (16-18 декабря 2016 года, Москва)
МЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВИЧ-СЕРВИСНЫХ И ЛГБТ-ОРГАНИЗАЦИЙ И
ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУПП,
собравшись на Первую российскую национальную конференцию ВИЧ-сервисных организаций и ЛГБТ -движения для повышения эффективности работы через развитие потенциала сообществ, обмен опытом и взаимодействие с государственными структурами, работающими в сфере профилактики и лечения ВИЧ, с целью противодействия эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ в России,
основываясь на принципах подхода с позиций общественного здравоохранения и признавая, что общественное здравоохранение охватывает очень широкую область социальных действий по охране здоровья, предупреждению болезней, продлению жизни и укреплению здоровья, с целенаправленным привлечением различных участников из множества секторов, включая цеправительственные, некоммерческие организации и организации сообществ, с систематическим использованием стратегической информации, что позволяет осуществить ответные меры для уменьшения распространения ВИЧ, которые могут принести пользу ключевым, с точки зрения преодоления эпидемии ВИЧ, группам, в том числе МСМ/ЛГБ/ТГ;
признавая комплексный подход к охране здоровья и предоставлению услуг, заключающийся в лечении и контроле заболеваний и улучшении социальной ситуации для снижения стресса МСМ/ЛГБ/ТГ, вызванного постоянной социальной стигмой и дискриминацией, в том числе посредством популяризации массового спорта, физической культуры и здорового образа жизни среди МСМ/ЛГБ/ТГ, включая живущих с ВИЧ;
выражая обеспокоенность в достаточности уровня знаний и навыков в вопросах профилактики, лечения и сохранения здоровья у МСМ/ЛГБ/ТГ, в том числе у молодых МСМЛГБ/ТГ;
солидаризируясь с определением сексуального здоровья, которое даёт ВОЗ, и считая, что это состояние физического, эмоционального, психического и социального благополучия, связанного с сексуальностью, для достижения которого необходим позитивный и уважительный подход к сексуальности и сексуальным отношениям, а также возможность иметь доставляющий удовольствие и безопасный секс, свободный от принуждения, дискриминации и насилия ; [1]
признавая, что доступ к качественным медицинским услугам для представителей ключевых, с точки зрения преодоления эпидемии, групп, в том числе МСМ/ЛГБ/ТГ, является неотъемлемой частью подхода с позиции общественного здравоохранения и прав человека и включает в себя право МСМ/ЛГБ/ТГ на полноценную и качественную охрану здоровья без дискриминации;
выражая уверенность в том, что качество и доступность услуг являются ключевыми аспектами эффективности мероприятий по снижению бремени ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ и должны основываться на уважении, быть приемлемыми и доступными для получателей с целью привлечь их и убедить продолжать пользоваться услугами;
подчёркивая, что расширение прав и возможностей сообществ — это процесс, в котором МСМ/ЛГБ/ТГ имеют права, возможности и поддержку, чтобы самим обращать внимание на структурные ограничения в сфере здоровья, прав человека и благополучия, с которыми они сталкиваются, и улучшать свой доступ к услугам по снижению риска инфицирования ВИЧ;
будучи глубоко убеждены в том, что вовлечение сообществ и лидерство МСМ/ЛГБ/ТГ в разработке, реализации, мониторинге и оценке программ имеют важное значение, поскольку способствуют установлению доверия, учёту потребностей и создают более благоприятные условия для профилактики передачи ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ;
осознавая, что доступ к системе правосудия является приоритетом для МСМ/ЛГБ/ТГ ввиду частого нарушения их прав и включает в себя свободу от произвольного ареста и задержания, право на справедливое судебное разбирательство, свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения, а также право на наивысший достижимый уровень охраны здоровья, в том числе в местах лишения свободы и принудительного содержания, что требует сотрудничества между структурами здравоохранения, правоохранительными органами и неправительственными организациями;
подтверждая принцип прав человека и то, что их защита является основой для реализации комплексных программ преодоления эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ, так как реализация права на охрану здоровья и на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья неразрывно связана со всеми другими правами человека и не может быть отделена от них, а недопустимость дискриминации по признаку СОГИ (сексуальной ориентации и гендерной идентичности), пола, состояния здоровья и другим признакам, является неотъемлемой частью принципа прав человека;
руководствуясь принципом «Ничего для нас без нас», который подразумевает активное вовлечение МСМ/ЛГБ/ТГ в деятельность, направленную на противодействие ВИЧ-инфекции в сообществе, на всех её этапах (проектирование – реализация –мониторинг – оценка);
признавая самоуправление, самостоятельность, независимость ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций и инициативных групп при стремлении к диалогу, взаимодействию друг с другом, взаимному усилению потенциала и необходимости индивидуального подхода к каждой из них;
отмечая важность открытости и прозрачности перед обществом неправительственных организаций при соблюдении баланса безопасности как самих организаций, так и их благополучателей;
стремясь к развитию и совершенствованию опоры стратегий и мер на достоверные научные подходы, рекомендованные ВОЗ и другими международными организациями;
стремясь к развитию эффективности и устойчивости программ и организаций в долгосрочной перспективе;
ДОГОВОРИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ:
1. В духе взаимной ответственности мы подтверждаем нашу готовность добиваться консолидации усилий ВИЧ-сервиса и ЛГБТ-движения для охраны здоровья и благополучия МСМ/ЛГБ/ТГ через преодоление эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ, развивая значимое участие и лидерство в этом процессе самих МСМ/ЛГБ/ТГ, включая тех из них, кто живет с ВИЧ.
2. Мы признаём, что для эффективного противодействия эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ в России сотрудничество ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций должно осуществляться по пяти основным направлениям: 1. Комбинированная профилактика среди МСМ/ЛГБ/ТГ; 2.Оказание помощи и лечения МСМ/ЛГБ/ТГ, живущим с ВИЧ; 3. Усиление систем сообществ МСМ/ЛГБ/ТГ при особом внимании к вопросу поощрения развития лидерства среди МСМ/ЛГБ/ТГ, в т.ч. живущих с ВИЧ; 4. Преодоление правовых барьеров и расширение правовых возможностей МСМ/ЛГБ/ТГ; 5. Создание благоприятной среды для осуществления программ профилактики, поддержки и лечения ВИЧ у МСМ/ЛГБ/ТГ.
3. Мы признаём, что цель сотрудничества ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций в сфере комбинированной профилактики ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ – повысить охват МСМ/ЛГБ/ТГ услугами комбинированной профилактики.
4. Мы признаём, что цель сотрудничества ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций в сфере оказания помощи и лечения МСМ/ЛГБ/ТГ, живущих с ВИЧ – повысить доступность необходимого им лечения, ухода и поддержки в связи с ВИЧ-инфекцией.
5. Мы признаём, что цель сотрудничества ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций в сфере усиления систем сообществ – повысить роль активистов и организаций сообществ в разработке, предоставлении, мониторинге и оценке услуг и в осуществлении мероприятий в области профилактики, лечения, ухода и поддержки МСМ/ЛГБ/ТГ как одной из ключевых групп, затронутых эпидемией ВИЧ. Достижение этой цели должно осуществляться при особом внимании к вопросу поощрения развития лидерства среди МСМ/ЛГБ/ТГ, в т.ч. живущих с ВИЧ.
6. Мы признаём, что цель сотрудничества ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций в сфере преодоления правовых барьеров и расширения правовых возможностей – повысить уровень правосознания и гражданской ответственности МСМ/ЛГБ/ТГ для создания благоприятной правовой среды в целях проведения полного комплекса мер по профилактике, помощи и лечению ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ. Одной из форм взаимодействия ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций в сфере преодоления правовых барьеров и расширения правовых возможностей является совместный мониторинг и документирование случаев нарушения прав человека по признаку СОГИ, в т.ч. в сфере здравоохранения.
7. Мы признаём, что цель сотрудничества ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций в сфере создания благоприятной среды – разработать и реализовать комплекс стратегий, мероприятий и подходов, направленных на повышение доступности, приемлемости, качества, эффективности, результативности, и использования услуг по профилактике и лечению ВИЧ, а также обеспечение справедливого охвата такими услугами.
8. Мы будем стремиться к тому, чтобы Министерство здравоохранения Российской Федерации и соответствующие структуры приняли стратегии профилактических вмешательств среди групп населения повышенного риска для ВИЧ-инфекции, включая МСМ/ЛГБ/ТГ, опираясь на передовые рекомендации ВОЗ по работе с ключевыми группами . [2]
9. Мы признаём важность совместной работы в направлении разработки, принятия и реализации на государственном уровне специализированной программы в области преодоления эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ при участии МСМ/ЛГБ/ТГ, основанной на принципах приоритетов общественного здравоохранения и прав человека.
10. Мы выражаем готовность к совместной работе для принятия Стратегии совместных действий ВИЧ-сервисных и ЛГБТ-организаций с целью противодействия эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ в России.
11. Мы признаём, что цель противодействия эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ в России может быть достигнута только при условии взаимодействия с другими сообществами, в т.ч. наиболее уязвимыми к ВИЧ-инфекции.
12. Мы призываем коммерческие организации, ориентированные на МСМ/ЛГБ/ТГ, признать свою социальную ответственность и внести свой вклад в противодействие эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ в России.
13. Мы призываем ВИЧ-сервисные и ЛГБТ-организации, которые ещё не сделали этого, признать важность сотрудничества и предпринять конкретные шаги с целью защиты здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия ЛГБТ-сообществ, уделяя особое внимание противодействию эпидемии ВИЧ среди МСМ/ЛГБ/ТГ в России, а также присоединиться к настоящей Декларации.
[1] См. Определение на странице “Сексуальное здоровье” на сайте ВОЗ:
http://www.who.int/topics/sexual_health/ru/
[2] См. Сводное руководство по ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения: профилактика, диагностика, лечение и уход в связи с ВИЧ (ВОЗ, 2014); Трансгендеры и ВИЧ-инфекция (ВОЗ, 2015).
Текст декларации в формате PDF
moscow-declaration